Общественников поместили в палату
24 декабря 2005 года

Как сообщил председатель комитета Госсовета по законности, регламенту и депутатской этике Зямил Ягудин, в Госсовет поступило 107 заявок от общественных организаций, желающих выдвинуть в Общественную палату РТ своих представителей. Из них, по словам господина Ягудина, 16 кандидатур были признаны неправомочными — либо по отсутствию регистрации на установленный законом срок, либо по нарушениям в оформлении документов. Двое кандидатов сами забрали свои заявления. Зямил Ягудин напомнил, что по татарстанскому закону Госсовет имеет право на выдвижение 25 членов в ОП РТ (другие 25 выдвигаются президентом республики). Среди оставшихся 89 кандидатур была проведена строгая выборка: «Мы постарались учесть социальный и гендерный состав общества, представительство разных населенных пунктов республики, личностные качества кандидатов, в том числе их авторитет среди населения, а также желание работать на принципах добровольности и безвозмездности», — заявил господин Ягудин. В результате комитет выделил 13 основных групп: предпринимательство, профсоюзы, спорт, здравоохранение, культура, правозащитные, этнонациональные, научные организации и пр., и распределил по ним 25 кандидатов.
Имена финалистов были представлены к поименному голосованию — очевидно, Госсовет учел негативный опыт отбора в Общественную палату РФ, который в большинстве регионов проходил заранее составленным списком. Зямил Ягудин представлял их кратко (и заочно, поскольку присутствие кандидатов на голосовании не предусматривалось), основные характеристики звучали как «трудолюбив» и «очень активен». Наибольшую квоту получили предпринимательская (4 человека) и профсоюзная (3 человека) группы, от остальных было выдвинуто по 1-2 человека. В итоговом списке оказалось 17 мужчин и 8 женщин, 20 кандидатов из Казани и 5 — из других городов республики, 12 татар и 13 всех остальных.
Как и следовало ожидать, в состав местной палаты выдвинулись многие из тех, кто в октябре не прошел отбор в ОП РФ. Так, среди удачно повторивших попытку оказались председатель союза страховщиков РТ Виталий Федоренков, руководитель местного отделения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал, завотделом рескома профсоюза работников здравоохранения Нина Шахторина, редактор газеты «Женщина» Тамара Чернова, член организации сотрудников правоохранительных органов Решат Хайрутдинов, председатель профкома ОАО «Татнефть» Гумар Яруллин, Герой Советского Союза Ильдус Мостюков, ректор Альметьевского муниципального института Дамира Ягофарова. Любопытно, что некоторые из «повторных» выдвигались от других организаций, нежели при отборе в Общественную палату РФ — так, два месяца назад Дамира Ягофарова выдвигалась от общественного движения ТНВ, теперь — от общероссийской организации «Муниципальная Академия»; Тамара Чернова, ранее представлявшая Лигу журналисток Татарстана, вошла в ОП РТ как представитель противораковой организации инвалидов РТ «Омет — Надежда».
Депутаты проголосовали за всех кандидатов, предложенных комитетом. Однако, на их взгляд, не менее достойные люди оказались за пределами списка. Так, депутат-строитель Геннадий Мамонтов высказал сожаление, что в список не попала известный архитектор Гульсинэ Токарева; независимый депутат Александр Штанин прямо спрашивал, почему руководитель Немецкого дома РТ и единоросс Виктор Диц не прошел даже предварительный отбор. «Как вы объясните им, почему они не прошли? Даже неудобно как-то, завернули таких людей», — сокрушался Геннадий Мамонтов. «Будет ротация», — ответил Зямил Ягудин. Имелось в виду, что через два года Общественная палата по закону должна обновлять свой состав — вероятно, «завернутых» кандидатов предложено рассматривать как скамейку запасных.
На этом претензии депутатов не закончились. Александр Штанин пытался доказать президиуму, что процедура отбора проведена с нарушением регламента Госсовета, поскольку «должно было быть рейтинговое голосование по всем 89 кандидатурам». Господину Штанину как всегда исчерпывающе ответил вице-спикер Александр Гусев: «Да, в регламенте так и записано — рейтинговое голосование. Но сегодня Госсовет принял иной порядок принятия решения, поэтому никаких нарушений регламента практически нет». Независимого депутата неожиданно поддержал президент республики. «Действительно, вопросы возникают — людей представили не всех. А это Общественная палата! Общественная. Палата», — с нажимом повторил Минтимер Шаймиев. «Через два года ротация — это хорошо, срок небольшой. Давайте все-таки придерживаться правил — рейтинговое голосование должно быть», — подчеркнул он. Президент, правда, не пояснил, по каким критериям будет отбирать кандидатов в свой список — между тем представление президентской квоты в ОП РТ ожидается 27 декабря. Не исключено, что в президентском списке окажутся лица, не прошедшие отбор в парламенте — как заявил „Ъ“ спикер Фарид Мухаметшин, «некоторые организации выдвигались сразу и через Госсовет, и через президента».

Екатерина ВОРОБЬЕВА, "Коммерсантъ - Волга-Урал"